Взрыв в Арзамасе в июне 1988 года: был ли это теракт

Взрыв в Арзамасе в июне 1988 года: был ли это теракт

Эта трагедия до сих пор вызывает споры – версии произошедшего и сегодня разнятся.

Что тогда случилось

В начале июня 1988 года возле Арзамаса взорвался грузовой состав. Погибло более 90 человек и сотни получили ранения: рванули вагоны с десятками тонн гексогена, аммонала, тротила, аммонита и других взрывчатых веществ – они были необходимы казахстанским горнодобывающим предприятиям для производства работ по дроблению камня. Три вагона состава, который следовал из Дзержинска в Казахстан, утром 4 июня взорвались на подъезде к Арзамасу. От этого взрыва сдетонировали и остальные вагоны.
Взрыв был чудовищной силы – погиб 91 человек и свыше 1500 получили ранения разной степени тяжести. В общей сложности рвануло 120 тонн взрывчатки.

Какими были последствия

Взрыв в Арзамасе уничтожил свыше 150 домов, оставив без крова более 800 семей. Сотни метров железнодорожного полотна были уничтожены, вышла из строя коммунальная инфраструктура станции Арзамас-1 – электросети, газопровод. Пострадали здания двух больниц, почти 50 детсадов, свыше десятка школ и более 60 магазинов. Урон разной степени тяжести был нанесен 160 арзамасским промышленным объектам.

Теракт или преступная халатность?

На этот вопрос до сих пор нет определенного ответа. Основная, официальная, версия взрыва – несоблюдение правил безопасности при погрузке и перевозке потенциально опасных грузов. Однако точная причина произошедшего не ясна и сегодня, хотя на месте трагедии летом 1988 года работала правительственная комиссия. Среди сторонников версии о диверсии есть многочисленные свидетели, утверждавшие, что перед взрывом видели дым, который бывает при горении бикфордова шнура. Впрочем, расстояние до состава было значительным, и поэтому эту гипотезу следователи во внимание не приняли. Позднее, уже в нулевых, высказывались предположения о теракте. Но они документального подтверждения не нашли.
В качестве главной версии следствие рассматривало самоподрыв взрывчатки в результате внешнего воздействия (такое случается) – тонны взрывчатого вещества либо сдетонировали от искры, выбитой колесами состава, либо она же воспламенила газ на поврежденном участке, проходившем через железнодорожное полотно, что, в свою очередь, привело к взрыву в составе.
Техника безопасности при погрузке и перевозке взрывчатки на самом деле соблюдена не была, что, в сущности, и стало основной причиной такой масштабной трагедии – гексоген насыпали, как песок, а сами вагоны с взрывчаткой даже не отделили от других в составе поезда. После взрыва свидетели чувствовали сильный запах газа, чему так и не дали должную оценку, хотя в результате происшествия повредило десятки метров газопровода.
Несмотря на многообразие конспирологических версий о «происках Запада» наиболее вероятной причиной той трагедии все же остается банальная безалаберность при организации транспортировки потенциально опасного груза.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *